Наш город. Модель для XXI века

Версия для печати Отправить на e-mail

Версия 2.0 от 01.10.2010 года

 

Концептуальная часть

I. Вводные замечания

1.1. Причины. Почему возникает необходимость?

Сегодняшняя ситуация в городе предоставляет нам уникальный шанс что-то сделать для улучшения нашей жизни.

 

 

Среди позитивных факторов можно отметить:

  • многочисленные общественные организации, достаточно активные и образованные жители;
  • опытные менеджеры в системе городского управления;
  • достаточно развитая партийно-политическая структура.

Кроме того, есть целый ряд негативных факторов:

  • неустойчивая и неопределенная ситуация с системой управления городом, неопределенность перспектив сити-менеджмента;
  • неопределенность политической ситуации в стране и в регионе;
  • отсутствие ясного видения будущего города у каждого жителя;
  • жесткая конкурентная ситуация, новые вызовы для развития города.

1.2. Основания. На чем это основано?

Данная модель не предлагает чего-то совершенно нового, незнакомого и доселе невиданного. Однако это новый взгляд на возможности, предоставляемые нынешним состоянием законодательства, состоянием политической системы и состоянием общества.

Напротив, модель управления основана:

  • на основополагающих конституционных положениях и положениях
  • законов РФ и Владимирской области;
  • на опыте разработки и реализации управленческих моделей в городах
  • России и мира;
  • на историческом пути и опыте владимирского региона и города
  • Владимира, в том числе опыте последних десяти лет.

1.3. Цель. Зачем и кому это надо?

Главная цель предлагаемой модели: создание управленческой ситуации, при которой основные направления развития города были бы согласованы с интересами граждан, обеспечены механизмами реализации и средствами контроля и диагностики. Модель позволяет сформировать политическое пространство, в котором партии и политически активные граждане могут конкурировать между собой за наиболее адекватное эффективное представление интересов людей и обеспечение основных направлений развития города.

1.4. Принципы. Как это возможно?

Предлагаемая модель является комплексной неравновесной балансирующей моделью, эффективность которой зависит от соблюдения всеми участниками процесса следующих принципов:

  1. Долгосрочность, то есть направленность всей модели на долгую работу, а не на решение сиюминутных проблем.
  2. Конвенциональность, то есть реальные договоренности всех игроков, представленных в модели, соблюдать правила игры.
  3. Субсидиарность, то есть стремление решить важнейшие вопросы жизни города на самом близком к гражданам уровне.
  4. Гибкость, то есть готовность к изменениям самой модели, отсутствие жесткой заданности в структуре, составе элементов и в их функциях.
  5. Инкрементальность, то есть возможность пошагового построения и реализации модели, постепенность при общей системной целостности.
  6. Открытость, то есть публичность, доступность, информационная и организационная прозрачность.
  7. Ответственность, то есть публичное представление и последовательное выполнение всеми участниками создания и реализации модели своих собственных задач в данном процессе.
  8. Инициативность и поддержка инициатив граждан, то есть направленность всей работы на то, что в ее основе лежат интересы и активность самих граждан.

II. Концептуализация модели

2.1. Допущения.

В основе разработки модели лежат три первоначальных допущения. Если мы принимаем эти допущения – модель может стать реальностью. Если не принимаем, то мы теряем уникальный шанс…

Первое допущение состоит в том, что основные направления развития города должны согласовываться с интересами его жителей.

Второе допущение основывается на том, что наш город должен развиваться как современный центр социально-экономической жизни, конкурентоспособный с ведущими городами XXI века, причем локомотивами развития города должны стать инновационные и наукоемкие виды деятельности. Предполагается, что все участники игры на городском властно- политическом поле должны быть заинтересованы именно в таком развитии сегодня, либо могут быть заинтересованы в процессе разработки и внедрения модели. Причем эта заинтересованность может быть формализована в общих договоренностях, своего рода конвенциях, пактах о совместной работе и так далее.

Третье допущение исходит из того, что у нас имеется достаточное количество активных граждан города, готовых при наличии инструментов и достаточного уровня доверия, участвовать в работе модели, определении направлений развития города, в разработке стратегических решений, мониторинге выполнения решений и состояния дел в городе.

2.2. Концептуальные идеи.

Во-первых, Устойчивое и эффективное развитие города, стабильная политическая ситуация возможны только тогда, когда направления развития города в целом совпадают с траекторией развития жителей города.

Во-вторых, такое совпадение интересов достижимо только при целенаправленных изменениях в системе взаимодействия власти и граждан. Эти изменения могут включать в себя создание целостной системы выявления и учета мнений и интересов жителей, системы контроля, системы участия граждан в управлении.

В-третьих,властно-политическая конкуренция относительно стратегических направлений развития города должна преимущественно строиться вокруг создания и развития системы поддержки инициативы граждан, выявления и учета их интересов, а также системы позитивной селекции предлагаемых изменений и идей.

2.3. Структура.

Предлагаемую модель удобнее представить в виде пяти основных блоков. Как и во всякой модели, выделение элементов не носит абсолютного характера, а является лишь удобным преобразованием и структурированием реальности для целей данного проекта.

Первый блок. Стратегия развития города.

Второй блок. Система выявления и учета мнений и предпочтений граждан.

Третий блок. Система ответственности власти.

Четвертый блок. Институт общественного управления моделью и мониторинга ее работы.

Пятый блок. Система оперативного управления городом.

2.4. Описание элементов структуры.

Первый блок. Стратегия развития города.

Под стратегией в данном случае понимается не только и не столько документ, нормативный акт, утвержденный соответствующим институтом власти. Гораздо важнее, чтобы у города, у его жителей было четкое понимание того пути, по которому будет развиваться город, тех направления развития, по которым нам идти всем вместе. Городу нужен Путь, Судьба, понимаемая и принимаемая жителями.

Такая стратегия, расположенная, скорее в головах людей и в их душах, чем в папках с документами, требует, конечно, намного больше работы, причем гораздо более тонкой и деликатной, чем обычно.

Задача данного блока — сформировать единое понимание направлений развития города, на основе общего прошлого, настоящего и будущего.

Второй блок. Система выявления и учета мнений и предпочтений граждан.

Содержанием данного блока является: 1) соединение в единую систему разрозненных элементов и видов выявления мнений граждан; 2) создание системы отбора и развития мнений и интересов; 3) создание системы участия граждан в принятии решений.

Данный блок состоит из разнообразных видов взаимодействия общества и власти, которые, так или иначе, касаются выявления мнений граждан и претворения их в жизнь. Эти виды взаимодействия присутствуют в нашей жизни в разрозненном виде. А вот соединить их в единую непротиворечивую систему – вполне амбициозная задача и для общества и для органов власти.

На наш взгляд в такую систему могли бы войти в качестве основных элементов: референдумы, выборы, слушания, опросы, собрания, сходы, семинары, конференции, sms-голосования, интернет-опросы, форумы, «горячие линии», участие граждан разработке бюджета, принятии решений и т. д.

Во главе этой линейки методов стоит Референдум, как высшее непосредственное выражение власти народа (Конституция РФ, ст.3), организуемый как минимум каждые четыре года и совмещаемый с выборами в городской Совет. Таким образом, мы получаем почти бесплатный инструмент выявления мнений граждан по самым острым вопросам городской жизни. Периодически проводимый референдум, совместно с выборами, должен быть дополнен целой сетью собраний, слушаний, конференций, сходов, опросов, семинаров, целью которых является выявление главных проблем города, решение которых зависит от каждого жителя.

Задача данного блока – эффективное и адекватное выявление интересов и мнений граждан по самым актуальным вопросам жизни города, выявление самих актуальных проблем, позитивная селекция этих мнений, отбор наиболее приемлемых для граждан решений и идей.

Третий блок. Система ответственности власти.

Система ответственности органов власти, а также депутатов городского Совета может быть построена как система, состоящая, по крайней мере, из трех элементов.

Во-первых, система независимых критериев оценки деятельности органов власти и городских депутатов, разрабатываемая экспертно-научным сообществом на основе изучения опыта работы по оценки эффективности органов власти как в России, так и за рубежом, с участием граждан и общественных организаций.

Во-вторых, контроль выполнения органами власти общественно значимых функций, осуществляемый представителями политических партий, общественных движений и гражданами в неинституализированном виде, либо в рамках специально разработанной нормативной базы, посвященной усилению контрольных функций со стороны общества.

В-третьих, ежегодные публичные открытые отчеты депутатов городского совета, главы города, сити-менеджера, а также иных должностных лиц города по заранее определяемому перечню контрольных параметров их деятельности.

В основе всего блока лежит большая и серьезная работа по разработке методики общественной оценки деятельности органов власти, а также сама процедура оценивания на основании понятных и публичных критериев.

Задача данного блока – создание модели обеспечения ответственного поведения органов власти и должностных лиц, основанного на подотчетности населению по публичным и объективным критериям.

Четвертый блок. Институт общественного управления моделью и мониторинга ее работы.

Наиболее трудная часть разработки и реализации модели – поддержка ее функционирования на протяжении длительного срока. Все элементы модели вполне достижимы в разовом порядке, однако главный эффект может быть достигнут именно в системном сочетании всех блоков. Таким образом, перед городским сообществом стоит нетривиальная задача сформировать орган управления моделью в целом. Предлагаемый набор вариантов решения этой проблемы довольно широк, от специальной общественной организации до Совета общественных организаций, Общественной Палаты, вплоть до создания Фонда развития, скажем, в форме своеобразного эндаумента, и так далее. Конкретное оформление данного блока будет зависеть от взаимных договоренностей всех участников процесса и пока сложно предугадывать в каком виде данный блок будет сформирован.

Исходя из малой изученности и небольшого российского опыта применения подобных моделей будет проведена серия экспертных сессий по различным методикам, в целях выявления основных сценариев, возможностей и ограничений, проблемных мест реализации модели. Это позволило бы иметь некоторое общее проблемное поле не только для прогнозирования развития ситуации, но и для выработки основных политических шагов, ведущих к повышению эффективности новой модели.

Пятый блок. Система оперативного управления городом.

Данный блок в рамках предлагаемой модели остается пока нераскрытым.