Экскурсия проводится в честь события, которое произошло в эти же дни, на этом же месте, но 402 года назад, то есть в конце марта (по старому стилю) 1609 года.

Времена были тогда мутные, как вы помните все было непонятно, с одной стороны Лжедмитрий, его сподвижники, польские войска, казаки и т.д. С другой стороны вроде как царь Василий и вроде как Московское государство, почти разваленное.

Вот в этой сложной ситуации владимирцы и совершили свой выбор.
Они узнали, что владимирский воевода (типа мэр) присягнул на верность Лжедмитрию и решили это дело перерешать, то есть проявить свою гражданскую позицию.

Известный русский историк С.М.Соловьев описывает все так:

"Воевода их Вельяминов упорствовал в верности Лжедимитрию; владимирцы схватили его и повели в соборную церковь, чтобы там, исповедовавшись и причастившись, он приготовился к смерти. Протопоп собора, совершив таинства, вывел его к народу и сказал: «Вот враг Московского государства!» Тогда всем миром побили Вельяминова камнями, поцеловали крест царю Василию и начали биться с воровскими людьми, не щадя голов своих"

Короче, ребята не согласились с мэром-предателем, и устроили ему средневековый импичмент.

Соловьев далее просто восхищается:
"В известии об этом событии нас останавливает торжественность, какою оно сопровождалось: здесь мы не видим буйного восстания черни, которого следствием обыкновенно бывают немедленные насилия, убийства; народ, который удержал свой порыв, который дал обвиненному время христиански приготовиться к смерти, этот народ действовал в полном сознании, умерщвлял не человека ему ненавистного; нет, он оказал уважение к этому человеку, а казнил воеводу - изменника государству. Здесь останавливают нас также слова протопопа о Вельяминове: «Вот враг Московского государства!» Эти слова показывают, что владимирцы уже поняли значение Тушина и его приверженцев, воров, которые грозят гибелью наряду, поддерживаемому государством; протопоп не говорит: вот враг московского государя! Ибо в это время для городов вопрос о правах Димитрия и Шуйского не был решен, они вообще стараются его обходить, для них борьба между царями-соперниками - Димитрием и Шуйским исчезает, остается борьба между началами общественным и противуобщественным. Впрочем, не везде жители северных городов поступали подобно владимирцам: в Костроме самозванцева воеводу, князя Дмитрия Мосальского, долго мучили и потом, обрубив руки и ноги, утопили в реке".

Кстати, из других источников следует, что возмущенные граждане мэра Вельяминова за Успенским собором замочили, и с обрыва бросили в Клязьму. И пошли биться за свою страну, реально встав на крепостные стены и отбиваясь от отрядов гетмана Яна Сапеги.

Суть экскурсии - пройти путем от места, где стоял дом воеводы, до Успенского собора, где разыгралась последняя часть этой драмы. Этим путем и вели несчастного Вельяминова. Вспомнить историю, постоять у того места, где граждане сбросили своего начальника в реку. Подумать об этом, поговорить, поспорить.
Ведь вот какая она -  демократия. Совсем не смирение перед всем, что скажет власть.

Вообще, у нас есть мечта, чтобы эта экскурсия стала бы ежегодной городской традицией, чтобы в этой экскурсии принимали бы участие и представители городских властей, вплоть до руководителей города.
Чтобы они хотя бы раз в год помнили, что демократия - это когда население может свободно сказать все, что оно думает о власти.
А когда демократии нет - тогда властителей сбрасывают в Клязьму.

Приглашаем всех желающих!
.