Политические доклады партийным съездам - особый жанр, в чем-то публицистический, в чем-то пропагандистский и популистский, и применять к ним обычные мерки анализа, как к серьезным текстам, наверное, было бы неверно.

Но, с другой стороны, - в таких документах выражается официальная идеология серьезной организации, претендующей на то, чтобы быть политической партией.

Вот и доклад т.Зюганова на вчерашнем заседании съезда КПРФ я решил прочитать и отрецензировать, находясь в трезвом уме и твердой памяти, просто, чтобы знать, что происходит в головах коммунистов.

А там много странного, по-моему.
Начинает вождь коммунистов XXI века с гневного клеймения глобализма и мирового капитала. В чем-то правильно, в чем-то совершенно бездоказательно. Но самая главная претензия - все это намного мельче, чем можно было бы предположить для доктора философских наук. Как-то не похоже, что Маркс вообще существовал, да и Ленина тоже не наблюдается.
Очень похоже на стилистику и содержание брошюр отдела пропаганды какого-нибудь обкома КПСС; доживи эти организации до наших дней, они нас потчевали бы точно такой продукцией, далекой от реального научного анализа.

Итак:

1. Современное мироустройство упрощается по Зюганову до "глобализма" как формы империализма современной эпохи. Получатся, что партия принципиально не замечает того факта, что глобализация имеет и другие характеристики, объединяя людей, идеи, различные совершенно  нерыночные явления и т.д. Всего этого нет в картине мира, представленной Зюгановым. Он не хочет, чтобы это было и у его последователей. В результате чего партия идет на битву с капиталом с закрытыми глазами.

2. На этом грубовато сотканном полотне "глобализма" Зюганов рисует сюрреалистический сюжет противостояния реального капитала и абстрактного социализма, и в этом противостоянии у абстракции нет шансов. Потому что в этом абстрактном социализме нет людей, нет их реальных интересов, есть только дистиллированная до полного безвкусия идея, оторванная от своих корней, от живого творчества масс (о котором позже Зюганов вспомнит, но только на уровне слов).
Это не борьба добра со злом. Это борьба несуществующего с самой сущностью современной жизни. Сущностью злой и неприятной. Но ее не исправить абстракциями. По крайней мере, этого нельзя сделать, если смотреть на мир открытыми глазами. С закрытыми, наверное, можно.

3. Зюганов вообще не замечает и не осмысляет такой феномен XX века, как welfare state, государство социального благополучия в странах Европы. Да и в США тоже. Мировой капитал, империализм, по Зюганову существует сам по себе, поедая людей по всей планете, а ему противостоят только коммунистические партии. Одна из которых как раз КПРФ, авангард борьбы с капиталом. Но есть и другие хорошие примеры, и Зюганов их не утаивает от нас - "компартии Китая, Вьетнама, Кубы, Трудовая партия Кореи и Народно-революционная партия Лаоса. Под их руководством продолжается строительство социализма с учётом особенностей конкретных стран".
О социальном и политическом устройстве, скажем, стран Европы, о более чем 100-летней борьбе работников за свои права в Англии, Франции, Германии, Швеции и об успехах этой борьбы Зюганов не знает, а если и знает, то никому не расскажет. Этих успехов нет, забудьте. Закройте ваши глаза.

4. Разобравшись с мировыми тенденциями, Зюганов переходит к России:  "Проводимый в стране курс мы часто называем антинародным, антисоциальным, разрушительным. И это не пропагандистские ярлыки. Такова реальная политика власти".
И с этим трудно не согласиться. С этим мы соглашались вчера, позавчера, год назад, пять лет назад, десять лет назад, двадцать лет назад... Все эти двадцать лет Зюганов во главе партии настаивал на антинародной, антисоциальной, разрушительной сущности проводимого в стране курса. Не замечая реальных процессов, происходящих в России и судеб реальных людей.
Двадцать лет комфортной борьбы с антинародным режимом - это, безусловно,  тяжкий жребий.
В результате мы имеем уникальную организацию, считающую себя политической партией, но не несущей никакой ответственности за происходящее в стране, регионе, городе, доме. Никакой ответственности ни на уровне партии в целом, ни на уровне первого руководителя.
При слове "ответственность" глаза партии закрываются.

5. С искренним возмущением клеймит Зюганов капитал, но особенно - иностранный капитал, особенно - мировой капитал. Выгораживая, тем самым, капитал российский. Который он клеймит только за его слабость и подконтрольность иностранцам:
"Всё больше предприятий страны принадлежит иностранным хозяевам. Но крупный «национальный капитал» не спешит оттеснить конкурентов. Почему? А дело в том, что речь идёт не о национальном капитале, а о лакействующем филиале мировой финансовой элиты".
Ах, как это по-буржуазному верно! Российские буржуа, жаждущие увеличения прибыли за счет освобождения от зависимости от всяких ограничений, вызванных глобализацией и международными правилами, непременно рукоплещут коммунистам.
Национальный капитал закрывает коммунистические веки Зюганова и марксистский взгляд не проникает в суть буржуазной природы этого явления.

6. В итоге Зюганов, практически публично зажмурившись, приходит к ожидаемому, бесполезному и безопасному для капитала выводу. Реальный капитализм и его ужасы плюс абстрактный упрощенный социализм вкупе с неверно понятыми тенденциями и вовсе неувиденными процессами в России и в мире рождают идиллический образ Спасителя - Советский Союз, оду которому Зюганов поет достаточно красиво. Беда только в том, что такой Советский Союз никогда и не существовал, к сожалению. Хотя вполне может существовать в воображении людей, мало задумывающихся о причинах происходящих сегодня явлений.
Не зная что делать (а партия ничего и не предлагает!), закрыв глаза от бессилия и ужасов реального мира, такой человек видит то, что когда-то видел и слышал, то, что в его представлении спасет его и мир, то есть только те черты, которые действительно в какой-то степени были присущи советскому строю, но не могли существовать и без других, о которых Зюганов вовсе умалчивает, не желая, чтобы его последователи открыли свои глаза.

7. В конце своего доклада Зюганов высказывается прямо и честно:
"КПРФ борется за то, чтобы парламентская демократия западного буржуазного типа уступила в России место демократии советского типа. Она была рождена творчеством масс в революционных событиях начала ХХ века. Её корневая основа формировалась ещё в Древней Руси и веками сохраняясь в русской крестьянской общине. В XXI веке только восстановление советской организации государственной власти и социалистической демократии надёжно предохранит Россию от национал-сепаратизма, остановит действие центробежных сил".
Восстановление советской организации государственной власти и социалистической демократии должно, видимо, восстановить и все то хорошее, что было в СССР.
Беда только в том, что, на мой взгляд, Зюганов выбрал как раз самые слабые и самые неудачные характеристики Советского Союза для восстановления. 

Социализм Древней Руси без всяких препятствий и барьеров устремляется в современность. Социализм Ленина, Сталина животворяще разливается по ткани современной жизни.
А за этой прекрасной картиной, нарисованной в воображении закрывших глаза людей, продолжает резвится "национальный капитал", радуясь увеличению прибыли и бессилию слепых коммунистов.

В общем, выходит, что КПРФ в нынешних условиях - вовсе не коммунистическая партия, а партия "национального капитала", партия, скорее, правая, чем левая, скрывающая свою преданность буржуазным идеалам под образами советского прошлого. Такова объективная колея Истории, из которой с закрытыми глазами не вырваться.
По мне, так социализм вслепую - это даже хуже чем откровенная зрячая буржуазность. 

В целом, должен заключить, что книги читать намного интереснее и полезнее, чем доклады съездам.

Ваш,
Р.Евстифеев