Происходящие в обществе процессы не всегда можно увидеть и заметить, особенно находясь внутри них, плавая среди них и опираясь на волны этих процессов, то есть без сколько нибудь значимого пространственного и темпорального разрыва. Но эти процессы вполне себе находят выход на поверхность событий через меняющееся мышление людей, а вернее, через формирующиеся мыслительные схемы, паттерны или фреймы. И их уже никак не спрячешь, как не остановишь саму мыслительную деятельность. Например, хорошо переваренные выбросы этих схем часто всплывают в виде заголовков и анонсов в средствах массовой информации. То есть там, где информация о происходящем в обществе профессионально вырабатывается в промышленных масштабах, перемешивается, пережевывается, вываривается и вываливается на нас.

Вот один из таких недавних заголовков: Прокуроры усилят «контроль за контролерами»

В самой статье, кстати, все написано довольно аккуратно. А вот заголовок очень удачно выражает один из главных фреймов, связанный с развитием доминирования контроля над жизнью.

Итак, Контролеры усилят контроль за контролерами.

То есть, реальность и наше отношение к ней выглядят так.  На первом уровне имеются контролеры, которые фиксируют отклонения от необходимой модели социальных процессов. Скорее всего, под "необходимой моделью" в данном случае понимается нормативная модель, выраженная в правовых актах. Эти контролеры призваны фиксировать и воздействовать на эти отклонения от модели таким образом, чтобы возвращать процессы в "должное" русло. При этом, само понятие "необходимой модели" или "должного" не обсуждается и не рассматривается. Предполагается, что это само собой разумеющиеся понятия, которые уже кем-то решены и нам остается только их принимать и выполнять кем-то созданные на их основе нормы. (Эту отдельную проблему мы пока оставим здесь, с надеждой вернуться к ней позднее).

Данная модель кажется вполне простой, но проблемы возникают, когда контролеры по какой-то причине показывают неэффективность своей деятельности. И это становится заметным.

Возможно, что-то не так с самой моделью или с теми, кто этой модели должен следовать. Это один фрейм описания и объяснения реальности. Но дело в том, что сегодня побеждает другой поток: в повседневность входит доминирование паттерна "контроля" над паттерном "жизни". То есть происходит акцентирование именно неэффективности контролеров, негативные проявления модели объясняются недостатками контролирущей системы со всеми вытекающими последствиями.

Отсюда появляется восприятие "жизни", как процесса, над которым должны обязательно стоять контролеры, и если этот процесс все равно идет не так, то надо сначала (1) заставить людей действовать "как надо", если это не получается надо (2) заставить контролеров контролировать "жизнь" как следует, а потом, если и это не помогает, (3) усиливать контроль за самими контролерами. Заметьте, это именно то, о чем нам и говорит заголовок статьи. Мысль о том, что в социальной реальности могут быть какие-то иные причины и движущие силы, тут не допускается.

Противостояние "контроля" и "жизни" не носит фундаментального характера, и в иных условиях и в других моделях вполне возможно  их сочетание и даже гармоничный симбиоз. Но сегодня мы имеем не просто доминирование контроля,  - мы наблюдаем именно антагонинистическое доминирование, противопоставление, при котором важнейшее место занимает "контроль" за жизнью, тогда как жизнь без контроля имеет скорее негативную ценность и даже представляет определенную опасность. От такой "жизни без контроля" надо безусловно избавляться, либо через проникновение и закрепление контроля, либо устранением вообще такой жизни.

Усиление контроля за контролерами - вполне логичное ответ на неполадки в модели в данной системе. Другое дело, что это, видимо, последний рубеж, после которого, при усугублении проблем, наступает момент слома фрейма, разлома паттерна и обрушения схемы, возвращение к моменту зарождения фрейма к самому началу формирования "необходимой модели". И это довольно драматичный процесс, который нам придется пережить.

Р. Евстифеев