2011

Пространство любого города - это не только здания, улицы, заборы и светофоры. Большое значение (а иногда и важнейшее!) играют символы, которыми наполнен любой город. Причем, чем более богата история города, чем больше эту историю любят и ценят жители - тем больше символов, тем более разнообразно символическое городское пространство. В свою очередь, символы, создаваемые людьми, сами создают облик города, наполняют его содержанием, формируют среду и самих горожан. Иными словами, памятные места, монументы, стелы, малые скульптурные формы не просто украшения нашей жизни, это еще формирующие наше сознание и нашу идентичность объекты.


Очень давно, больше четверти века назад, я был в Терезине, чешском городке, в котором с 19 века существовала тюрьма, а потом - лагерь для военнопленных, а в годы Второй мировой -  фашистский концлагерь. Этим, собственно, и знаменит городок Терезин.

Так вот, я там был, но по молодости своей незамутненной ничего не знал про Терезин. Не знал, что именно там, в лагере умер Гаврило Принцип, тот самый, убивший 100 лет назад эрц-герцога Фердинанда, что послужило поводом к началу Первой мировой бойни. Не знал, что в концлагере Терезин, во время Второй Мировой бойни с 1942 по 1944 находился Виктор Франкл, известный австрийский психолог и психиатр, автор многих книг, среди которых, например, "Человек в поисках смысла", в которой Франкл осмыслил, в том числе, и личный опыт пребывания в концлагере. Ничего этого я тогда не знал и ходил по городу, как пустой бамбук.

Был хороший, теплый день в самом начале европейской осени. Старый чешский городок для меня выглядел как декорация, тем более, что в основе городка - старая крепость, стены, маленькие домики вокруг, чистые мощеные улицы и все очень непохожее на нормальный российский вид. И я нисколько не удивился, когда увидел, что в городе в тот день снимали кино. Действительно, где же еще снимать кино, как не в таких декорациях?

Фильм был про войну и массовка, одетая в форму нацистских офицеров, шумно прошла мимо меня на обеденный перерыв в кафе, неподалеку от железнодорожной станции, где, собственно и шли съемки. Я тоже зашел в это кафе,  осторожно посматривая в сторону веселящихся людей во вражеской серо-черной форме, хорошо знакомой мне по советским фильмам.

Это было довольно странно. С одной стороны, я понимал, что это кино, игра, но с другой стороны, я ощущал, что нахожусь в чужой стране, тут все не так, тут чужие люди, которые к нам, советским, относятся явно настороженно, а тут еще эти переодетые нацистами артисты, или переодетые артистами нацисты... Кто их разберет.

Фашисты пили кофе, громко разговаривали, смеялись. Я мог до них дотронуться, я ощущал их физически. Чтобы развеять эти не слишком приятные ощущения, я вышел из кафе и пошел искать съемочную площадку, и нашел ее, прямо на перроне станции, но поскольку был перерыв, там было пусто. У перрона стояли вагоны, готовые, видимо,  отправить очередную порцию заключенных в лагерь. Чуть поодаль на каких-то ящиках отдыхали люди в арестантской форме. С желтыми звездами.

Чтобы до конца все уточнить я стал искать кого-нибудь, кто бы мог мне объяснить, что тут происходит. Прямо на перроне я увидел пожилого, седого, задумчивого человека, который сидел в одиночестве в каком-то кресле. Я подошел и попробовал заговорить. На мое обращение он довольно дружелюбно стал отвечать на русском языке, но с большим восточно-европейским акцентом. Как я понял из его слов, тут снимают фильм о каком-то человеке, педагоге, погибшем в концлагере Треблинка вместе с детьми. То есть тут, в Терезине, как раз и снимают концлагерь Треблинка. Педагога звали Януш Корчак. Седой человек довольно живо и интересно мне тогда про него рассказал, про его судьбу и про сам фильм. Я поблагодарил за ответ и не стал больше надоедать расспросами. Так я узнал про Корчака. Мне казалось, что более в Терезине делать нечего и я уехал.

Позднее, гораздо позднее, я узнал про Гаврило Принципа, про Виктора Франкла, и еще много чего.Кроме того, я узнал, что через два года после моего посещения Терезина, в 1990 году, на экраны Европы вышел фильм Анджея Вайды "Януш Корчак".

Были ли это те самые съемки, или что-то иное, и кто был этот седой человек на перроне в кресле, рассказавший мне про Корчака, сегодня, видимо, точно я уже не узнаю.


Вернулся Илья Муромец в свое родное село Карачарово, что под Муромом. Пошел свой дом искать. Раз прошелся по улице, два прошелся, -  никто его не узнает, никто не радуется. Да и сам он никого не узнает, где что находится и где дом его родной - не помнит.

В третий раз прошел Илья по селу, опять ничего не узнал, остановился у пруда небольшого, подошел к воде, глянул в черное зеркало - увидел старика с белой бородой и бровями белыми, щеками впалыми, глазами слезящимися.

Вздохнул тяжело богатырь и побрел обратно по селу. Где-то между домами, в бурьяне, увидел самую маленькую, самую старенькую покосившуюся избушку, в землю вросшую, мхом покрытую, с окнами-дверями заколоченными. Узнал дом свой Илья, подошел, упал на колени в бурьян-траву, прощения просил, что так и не увиделся с матушкой и батюшкой, что времени не нашел с ними встретиться да проститься, что родительский дом забыл-позабросил.

Оторвал Илья досочки от дверей-окон, распахнул их, чтоб воздух живой в дом пустить, и сам в дом зашел. Залез на холодну печь, лег, и – как и не было тех 70-ти лет, как и не было ничего, ни подвигов его, ни врагов несчетных порубленных, ни князей, ни другой какой нечисти на Руси. Дверь отворилась - батюшка с поля вернулся, немного хлебушка принес, да игрушку деревянную для сыночка. Матушка около печки хлопотала, обед готовила, да напевала что-то негромко. Нагрелась печка, тепло на ней стало, сонно…

Лежал Илья и не думал ни о чем, ничего не вспоминал, ничего не ждал и ни о чем не жалел.

Калики перехожие, проходя мимо старого дома с растворенными окнами и дверями, остановились, долго стояли, смотрели, потом поклонились дому до земли, рукой травы коснулись, а самый старый из них, сгорбленный слепец, сказал: «Умер герой, умер наш Илья, ушел богатырь земли русской, ушел так же, как и пришел».

Поклонились еще раз калики. И дальше пошли.

...бывает такое, а особенно когда первый раз, потом - полегче, но первый раз сильно, когда вдруг, смотришь в зеркало, просто так, как обычно, случайно взглянешь, буквально на бегу - бросишь взгляд, а оттуда вдруг на тебя смотрит твой отец, которого уже нет, который мог бы быть, и тогда это было бы просто занятно, но его уже нет, нет его, а он смотрит на тебя, прямо в глаза, как живой, вздрогнешь, похолодеешь, на мгновение, на миг, потом присмотришся - это ты, конечно, ты, но он тоже есть, вот он, в тебе, и это уже становится яснее ясного, вот он, и это ты, то есть это уже не совсем ты, там и ты, и твой отец, и дед, и прадед - там все, все, но смотришь на них ты один, живешь из них ты один, и отвечать за все тебе одному, за всех, потому что все они уже ушли, потому что отец твой ушел, он молчит, его нет, и это навсегда, он расстворяется в твоем отражении, зеркало пустеет и ты остаешься один...

Сезон дождей

Весенний дождь за окном, но мысли не о погоде.

Все сгустилось как-то, не сразу, не вдруг, но довольно быстро. Свежий, но сильно разреженный воздух 90-х постепенно уплотнился, стал упругим, вязким. Сопротивление при движении мысли теперь ощущается прямо физически, силы трения многократно усилились, шершавым путем мышления ходить теперь ощутимо, болезненно, небезопасно, не гладко. Это не новое, но уже хорошо забытое ощущение. К нему надо привыкать.

Но зато в этой чувствительности есть и своя прелесть.  Это уже, действительно, Путь, а не постмодернисткие безопасные игры. Это выбор.  Его надо делать.

Молотить пустой воздух было легко, безопасно… И бесполезно, никакой отдачи. Так и молотили мы, двадцать лет почти, в вакууме, без сопротивления, без смысла. Зато теперь отдача обеспечена. И смысл.

Это новое состояние мысли. Теперь, в этой сгустившейся атмосфере звуковые колебания порождают серьезные волны, которые, срезонировав, могут сильно задеть. И уже задевают. И мы с удивлением учимся сдерживать свои мысли, слова, чтобы не навредить себе и другим людям. Это необычное ощущение, непривычное и, конечно, не совсем приятное. Но зато именно в таком воздухе, в такой густой и даже удушливой атмосфере, в отличие от разреженного вакуума 90-х, и будут уплотняться и расти сгустки, обрывки тумана будут сбиваться в облака и тучи…

И будет дождь.