Автор: Роман Евстифеев
|
23 Сентября 2014
Очень давно, больше четверти века назад, я был в Терезине, чешском
городке, в котором с 19 века существовала тюрьма, а потом - лагерь для
военнопленных, а в годы Второй мировой - фашистский концлагерь. Этим,
собственно, и знаменит городок Терезин.
Так вот, я там был, но по
молодости своей незамутненной ничего не знал про Терезин. Не знал, что
именно там, в лагере умер Гаврило Принцип, тот самый, убивший 100 лет
назад эрц-герцога Фердинанда, что послужило поводом к началу Первой
мировой бойни. Не знал, что в концлагере Терезин, во время Второй Мировой бойни
с 1942 по 1944 находился Виктор Франкл, известный австрийский психолог и
психиатр, автор многих книг, среди которых, например, "Человек в
поисках смысла", в которой Франкл осмыслил, в том числе, и личный опыт
пребывания в концлагере. Ничего этого я тогда не знал и ходил по городу, как пустой бамбук.
Был
хороший, теплый день в самом начале европейской осени. Старый чешский
городок для меня выглядел как декорация, тем более, что в основе городка
- старая крепость, стены, маленькие домики вокруг, чистые мощеные улицы
и все очень непохожее на нормальный российский вид. И я нисколько не
удивился, когда увидел, что в городе в тот день снимали кино.
Действительно, где же еще снимать кино, как не в таких декорациях?
Фильм
был про войну и массовка, одетая в форму нацистских офицеров, шумно
прошла мимо меня на обеденный перерыв в кафе, неподалеку от
железнодорожной станции, где, собственно и шли съемки. Я тоже зашел в
это кафе, осторожно посматривая в сторону веселящихся людей во
вражеской серо-черной форме, хорошо знакомой мне по советским фильмам.
Это
было довольно странно. С одной стороны, я понимал, что это кино, игра,
но с другой стороны, я ощущал, что нахожусь в чужой стране, тут все не
так, тут чужие люди, которые к нам, советским, относятся явно
настороженно, а тут еще эти переодетые нацистами артисты, или переодетые
артистами нацисты... Кто их разберет.
Фашисты пили кофе, громко
разговаривали, смеялись. Я мог до них дотронуться, я ощущал их
физически. Чтобы развеять эти не слишком приятные ощущения, я вышел из
кафе и пошел искать съемочную площадку, и нашел ее, прямо на перроне
станции, но поскольку был перерыв, там было пусто. У перрона стояли
вагоны, готовые, видимо, отправить очередную порцию заключенных в
лагерь. Чуть поодаль на каких-то ящиках отдыхали люди в арестантской
форме. С желтыми звездами.
Чтобы до конца все уточнить я стал искать
кого-нибудь, кто бы мог мне объяснить, что тут происходит. Прямо на
перроне я увидел пожилого, седого, задумчивого человека, который сидел в
одиночестве в каком-то кресле. Я подошел и попробовал заговорить. На
мое обращение он довольно дружелюбно стал отвечать на русском языке, но с
большим восточно-европейским акцентом. Как я понял из его слов, тут
снимают фильм о каком-то человеке, педагоге, погибшем в концлагере
Треблинка вместе с детьми. То есть тут, в Терезине, как раз и снимают
концлагерь Треблинка. Педагога звали Януш Корчак. Седой человек довольно
живо и интересно мне тогда про него рассказал, про его судьбу и про сам
фильм. Я поблагодарил за ответ и не стал больше надоедать расспросами. Так я узнал про Корчака. Мне казалось, что более в Терезине делать нечего и я уехал.
Позднее, гораздо позднее, я узнал про Гаврило Принципа, про Виктора Франкла, и еще много чего.Кроме
того, я узнал, что через два года после моего посещения Терезина, в
1990 году, на экраны Европы вышел фильм Анджея Вайды "Януш Корчак".
Были
ли это те самые съемки, или что-то иное, и кто был этот седой человек
на перроне в кресле, рассказавший мне про Корчака, сегодня, видимо,
точно я уже не узнаю.