Ну да, где вы были в этот день?

Ну, хотя бы вот на этой схеме, где вы? Выбирайте.

 

7 февраля 1238

 

Ну да, нам не повезло, эта орда прошла не по нам, а по нашим предкам. Но у нас есть своя. И город все равно надо защищать.

Вот 9 февраля мы с друзьями и посмотрим на местности, каково было владимирцам 775 лет назад. География, ландшафт и основные архитектурные памятники дошли до наших дней. Значит, можно многое понять и вспомнить.

Начнем, пожалуй, в 14.30, с нынешней Театральной площади, с места, возле которого 775 лет назад и кучковалось ордынское войско. Глянем на город глазами ордынцев, а потом посмотрим как развивались бои, через Спасскую и Георгиевские церкви дойдем до Успенского собора, где состоялась финальная часть этой драмы. Драмы русской истории, мировой истории. Нашей личной истории.

.

Вот так описываются события начала февраля в одной из древнейших русских летописей.

Отрывок из Лаврентьевской летописи. Публикуется по изданию: ПСРЛ, т. I. Л., 1927, стлб. 445—447, 460—470.

Перевод на современный русский язык.

В год 6745 (1237). При благоверном великом князе Георгии благоверный епископ Митрофан поставил над трапезой в святом соборном храме Богородицы киот и украсил его золотом и серебром. В тот же год был расписан придел церкви святой Богородицы.

В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других — расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Всеволодова Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, и воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли.

В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу с племянниками своими, с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной. И начал князь великий Юрий собирать воинов против татар, а Жирослава Михайловича назначил воеводой в своей дружине.

В ту же зиму пришли татары к Владимиру, месяца февраля в третий день, на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста. Владимирцы затворились в городе, Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой был Петр Ослядюкович. Увидев, что владимирцы не открывают ворот, подъехали татары к Золотым воротам, ведя с собой Владимира Юрьевича, брата Всеволода и Мстислава. И начали спрашивать татары, есть ли в городе великий князь Юрий. Владимирцы пустили в татар по стреле, и татары также пустили по стреле на Золотые ворота, и затем сказали татары владимирцам: «Не стреляйте!» Те перестали. И подъехали татары близко к воротам, и начали спрашивать: «Узнаете ли княжича вашего Владимира?» И был Владимир печален лицом. Всеволод же и Мстислав стояли на Золотых воротах и узнали брата своего Владимира. О горестное и достойное слез зрелище! Всеволод и Мстислав с дружиной своей и все горожане плакали, глядя на Владимира.

А татары отошли от Золотых ворот, и объехали весь город, и расположились лагерем на видимом расстоянии перед Золотыми воротами — бесчисленное множество воинов вокруг всего города. Всеволод же и Мстислав пожалели брата своего Владимира и сказали дружине своей и Петру-воеводе: «Братья, лучше нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую»; но не разрешил им этого Петр Ослядюкович. И сказали оба князя: «Это все навел на нас Бог за грехи наши», ведь говорит пророк: «Нет у человека мудрости, и нет мужества, и нет разума, чтобы противиться Господу. Как угодно Господу, так и будет. Да будет имя Господа благословенно в веках». Свершилось великое зло в Суздальской земле, и не было такого зла от крещения, какое сейчас произошло; но оставим это.

Татары станы свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов, и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов, и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей — всех увели в станы свои, а сами пошли к Владимиру. В субботу мясопустную начали татары готовить леса, и пороки устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье мясопустное после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день, на память святого мученика Федора Стратилата.

И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привел на нас Бог поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог — нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Поэтому и в праздники Бог насылает на нас печаль, как говорит пророк: «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание». Взяли татары город до обеда от Золотых ворот; у церкви святого Спаса они перешли по примету через стену, а с севера от Лыбеди подошли к Ирининым воротам и к Медным, а от Клязьмы подступили к Волжским воротам и так вскоре взяли Новый город. Всеволод и Мстислав и все люди бежали в Печерний город.

А епископ Митрофан, и княгиня Юрия с дочерью, и со снохами, и с внучатами, и другие, княгиня Владимира с детьми, и многое множество бояр и простых людей заперлись в церкви святой Богородицы. И были они здесь без милости сожжены. И помолился боголюбивый епископ Митрофан, говоря так: «Господи Боже сил, податель света, сидящий на херувимах, и научивший Иосифа, и укрепивший своего пророка Давида на Голиафа, и воскресивший на четвертый день из мертвых Лазаря, протяни руку свою невидимо и прими с миром души рабов твоих»; и так он скончался. Татары же силой выбили двери церковные и увидели: некоторые в огне скончались, других они оружием добили.

Церковь святой Богородицы татары разграбили, сорвали оклад с чудотворной иконы, украшенный золотом, и серебром, и камнями драгоценными, разграбили все монастыри и иконы ободрали, а другие разрубили, а некоторые взяли себе вместе с честными крестами и сосудами священными, и книги ободрали, и разграбили одежды блаженных первых князей, которые те повесили в святых церквах на память о себе. Все это татары взяли с собой, а пророк так говорит: «Боже, пришли язычники в наследие твое, осквернили церковь святую твою, Иерусалим превратили в хранилище овощей, трупы рабов твоих отдали на съедение птицам небесным, тела преподобных твоих — зверям земным, пролили кровь их, как воду». Убит был Пахомий, архимандрит монастыря Рождества святой Богородицы, и игумен Успенский, Феодосий Спасский, и другие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы, начиная с юных и кончая старцами и грудными младенцами. Расправились татары со всеми, убивая одних, а других уводя босых и раздетых, умирающих от холода, в станы свои.

И было видеть страшно и трепетно, как в христианском роде страх, и сомнение, и несчастье распространялись. Мы согрешили — и наказаны, так что жалко было видеть нас в такой беде. И вот радость наша превратилась в скорбь, так что и помимо своей воли мы будем помилованы в будущей жизни. Ведь душа, всячески наказанная в этом мире, на будущем суде обретет помилование и облегчение от муки. О сколь неизреченно, Боже, твое человеколюбие! Именно так должен наказывать добрый владыка. И я, грешный, также много и часто Бога гневлю и грешу часто каждодневно; но теперь вернемся к нашему рассказу.

Пленив Владимир, пошли татары, эти окаянные кровопийцы, на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города вплоть до Торжка. И нет ни одного места, и мало таких деревень и сел, где бы не воевали они на Суздальской земле. Взяли они, в один месяц февраль, четырнадцать городов, не считая слобод и погостов, к концу сорок пятого года; но мы вернемся к нашему рассказу.

Пришла весть к великому князю Юрию: «Владимир взят, и церковь соборная, а епископ, и княгини с детьми, и со снохами, и с внучатами скончались в огне, а старшие твои сыновья, Всеволод с братом, вне города убиты, люди перебиты, а теперь татары идут на тебя». Князь же, услышав это, в слезах закричал громким голосом, оплакивая правоверную христианскую веру, и особенно сокрушаясь о гибели церкви, епископа и всех людей (ведь он был милостив), нежели о себе, о жене и о детях. И, вздохнув из глубины сердца, он сказал: «Господи, это ли нужно было тебе, милосердному?» И был он как новый Иов терпением и верой в Бога. Начал он молиться, говоря так: «Увы мне, Господи, лучше бы мне умереть, чем жить на этом свете. Чего же ради теперь остался я один?» И когда он так молился со слезами, внезапно подошли татары. Он же, отбросив всякую печаль, сказал: «Господи, услышь молитву мою и не судись с рабом своим, ведь не оправдается перед тобой ни один из живущих, потому что поработил враг душу мою». И вторично помолился: «Господи, Боже мой, я на тебя уповал, и ты спас меня, и избавь меня теперь от всех преследующих». И пришли безбожные татары на Сить против великого князя Юрия.

Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом, и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с воинами своими пошел против поганых. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многие из его дружины погибли здесь. Блаженный же епископ Кирилл пришел с Белоозера, взял тело князя, и принес его в Ростов. И совершив над ним погребальные песнопения с игуменами, и с клирошанами, и с попами, со многими слезами положили его в гробницу в церкви святой Богородицы.

.

Дорогие друзья!

Во-первых, всех с Новым Годом! Счастья, радости, удачи и, конечно же, новых свершений, на пользу каждому и всем нам!

Во-вторых, есть такое предложение.

Было бы здорово собраться на Спасском Холме, первый раз в 2013-м году, 8 января. Пообщаться, повеселиться, поговорить о прошлом, настоящем и будущем.

Заодно можно поучаствовать в конкретном деле - сборе средств на визуальный стенд проекта архитектора Голубева по благоустройства Спасского Холма. 100 рублей всего-то, и мы не зря прожили жизнь.

А стенд мы будем всем показывать и будить к жизни другие проекты. Чем больше идей и предложений - тем лучше.

На Спасском мы поговорим и о планах на 2013-й год, поделимся своими мыслями, затеями, тем, что трудно сделать в одиночку, трудно совершить первый шаг, но вместе - вполне возможно. Может что-то и выйдет: кто-то найдет себе единомышленников, кто-то найдет себе интересное занятие. А все вместе - мы еще раз пообщаемся друг с другом, увидим, что мы не одиноки и вовсе не так слабы и разобщены, как это иногда, в трудные минуты, нам кажется.

Итак, 8 января, в 12.00, на Спасском Холме. Приходите! Можно приносить что-нибудь интересное, как нематериальное, так и материальное )))

Р.Евстифеев

.

Дорогие друзья!

Я в растерянности. Один из участников нашего семинара позволил себе по итогам написать явную ложь. Цитирую:

"В отличие от прошлого года, когда участниками семинара были исключительно свободно желающие граждане, в этом Роман Владимирович решил «пригнать» на заседание своих новонабранных студентов-политологов".

Критика, эмоции, впечатления - ради Бога. Но зачем сайту, претендующему на "информационность", так беспардонно врать? Да еще потом приводить вырванные из контекста мои слова без всяких ссылок? Это ведь непорядочно.

Я поясню. Во-первых, я никого не заседание не "пригонял", ни студентов, ни любых других граждан. У меня нет такого права и желания, кого бы то ни было пригонять.

Во-вторых, на заседании было 3 студента (а вернее студентки), обучающихся по направлению Политология. Их я знаю хорошо, веду у них Введение в профессию. Я их приглашаю на все интересные мероприятия. Остальные студенты были из других групп, с других направлений подготовки. И я никого не "пригонял".

У нас в вузе обучается больше 1000 студентов. Объявление о семинаре было максимально публичным, было размещено на сайте вуза. Я сам делал объявления о семинаре в тех группах, где я преподаю. Из 1000 студентов пришло 20. Спасибо им за интерес.

Я, честно говоря, не знаю, как поступить. Вранье, конечно, вранью рознь. Барон Мюнхгаузен тоже врал, но врал он по-доброму, весело и лихо, никого при этом не оскорбляя подозрениями.

Но вот в данном случае вранье исходит от человека, который был на семинаре, принимал в нем участие, ничего такого не сказал на заседании, не задал такого вопроса, не уточнил, не спросил ни меня, ни самих студентов. И позволил себе уже потом в абсолютно недоброжелательном тоне публично высказать лживые утверждения.

Я не думал, что в нашей среде принято так поступать и не знаю пока, что с этим делать. Но отмечу - семинары будут оставаться открытыми и добровольными, несмотря ни на какие провокации.

А анонимному злому Мюнхгаузену хочу пожелать побольше радости в жизни, счастья, общения, но, по возможности, за рамками нашего семинара. Просто для общего блага и здоровья.

Всем друзьям - с уважением,

Евстифеев Р.В.

.

Итак, первое заседание научного семинара "ПОЛИТОЛОГИЯ-2013"!

11 октября состоится первое в этом сезоне заседание научного семинара "ПОЛИТОЛОГИЯ-2013".

Тема семинара: "Зависимость от прошлого (Past Path Dependency): Истоки современной политики в России ".

Попробуем разобраться, существуют ли исторические предпосылки происходящего сегодня в российской политической сфере, заглянув в прошлое нашей страны.

Для обсуждения предлагается полемическая статья В.М. Сергеева, опубликованная в ведущем российском политологическом журнале "ПОЛИС"

Сергеев В.М. "Исторические истоки русской политической культуры" // "ПОЛИС", №4, 2012 г.

На семинаре предполагается обсудить дискуссионные идеи этой статьи, оценить их актуальность и применимость к современной России, а также высказаться относительно зависимости современного состояния России от ключевых моментов ее прошлого.

Итак, 11 октября 2012 года, в четверг, в 18.00, Владимирский филиал РАНХиГС (ул.Горького, 59а), к.101.

Для тех, кто хочет разобраться в современной жизни и найти свое место в ней, вход - свободный.

Политиканство, конфликтность, нетерпимость, жадность, лживость и другие пороки - выгоняем вон. Жестко, но демократично, общим решением участников семинара.

Для получения информации, объявлений  и материалов семинаров можно зарегистрироваться в качестве постоянного участника семинара, выслав свои данные (ФИО, образование, должность и место работы/учебы) по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , с пометкой "ПОЛИТОЛОГИЯ-2013".

С уважением,

Евстифеев Р.В.

Восьмое заседание научного семинара "Политология-2012"!

И Первое заседание научного семинара "Политология-2013"!

21 июня 2012 года состоится очередное заседание научного семинара "Политология-2012". Одновременно, это будет первое заседание семинара "Политология-2013"!

Тема семинара: "Новая политическая реальность - новые методологии исследований".

Попробуем разобраться с основными характеристиками происходящих политических процессов в России, а также с тем, как и какими методами мы можем понять происходящее. В ходе этой работы будет составлен примерный план работы семинара на следующий сезон.

Итак, 21 июня 2012 года, в четверг, в 18.00, Владимирский филиал РАНХиГС (ул.Горького, 59а), к.101.

Вход для всех, кто хочет разобраться в современной жизни, - свободный.

.

Дорогие друзья!

Очередное Седьмое заседание научного семинара "Политология-2012" состоится во вторник, 22 мая, в 18.00.

Тема: Российский путь к демократии: версии политической науки.

Сегодня очень многие любят цитировать книгу Джина Шарпа "От диктатуры к демократии", доказывая, что такой путь к демократии не пригоден для России. А принадлежат ли идеи Шарпа к миру политической науки? Может есть и иные пути? Каковы версии российского пути к демократическому обществу? Каковы основные требования к государству и обществу на этом пути?

Обо всем об этом мы будем говорить на нашем семинаре. Как всегда, основные проблемы данного вопроса будут обрисованы в выступлении доктора политических наук Евстифеева Р.В., а сам семинар предполагает активное участие всех желающих.

Никто не наведет порядок в наших головах кроме нас самих.

Итак, 22 мая 2012 г., вторник, 18.00, Владимирский филиал РАНХиГС, ул. Горького, 59а, к.101.

Вход свободный, участие свободное.

Р. Евстифеев

Завтра одновременно с Публичной экскурсией хочу поговорить с людьми о новом проекте.

Вольные чтения "На пне"

Идея такая. Есть место зарождения российской государственности (Спасский холм), есть пень. Есть прекрасный фон для выступающего. Чем не декорации и не трибуна?

 

Периодически будем приглашать интересных людей, собираться и разговаривать, прямо на пне. А ежели что - пней у нас много, найдем где собраться, был бы интерес. У меня уже есть списочек выступающих, наших и приглашенных из других городов.

Если будет желание и внимание - проект вполне осуществимый и занятный. А может и полезный для города, потому как к нему можно привлекать важных и известных людей.

Вот завтра у пня и примеримся, как оно, и поговорим.

Начнем, пожалуй, в 14.30. На Спасском холме.

.

Дорогие друзья!

В субботу 19 мая состоится наша очередная Публичная экскурсия. Мы планируем пройти и посмотреть, где наиболее удобно и красиво будет смотреться памятник Андрею Боголюбскому.

На сегодняшний день городская администрация определила для памятника площадку напротив театральной площади. Есть и другой проект (автор - архитектор С.Г.Голубев), предполагающий установку памятника на том месте, где находился двор Андрея Боголюбского, на Спасском Холме.

Итак, 19 мая 2012 года, в субботу, в 14.30 мы начнем экскурсию на Спасском Холме, посмотрим, прикинем, сверим, познакомимся на месте с проектом С.Голубева, посмотрим, как он согласовывается с ландшафтом и местностью (краткое описание проекта можно скачать здесь).

Потом пойдем с Холма в сторону Золотых Ворот, пройдем Козлов вал и выйдем на Театральную площадь. Перейдем улицу Б.Московская и окажемся на том месте, на котором планирует поставить конный памятник А.Боглюбскому городская власть. Тут мы тоже постоим, посмотрим, прикинем, обсудим, вообразим себе, как это будет смотреться.

Маршрут недолгий, но красивый и полезный.

Итак, 19 мая, в субботу, 14.30, Спасский Холм, около Спасской церкви (ул.Спасская, д.8).

.

Дорогие друзья!

24 апреля в 18.00 состоится Шестое заседания научного семинара "Политолоигя-2012".

Тема: Как нам понять друг друга? Взаимодействие власти и населения как политическая проблема.

О том, что сегодня в России власть и население страшно далеки друг от друга говорят все, от рабочего до Президента. Но что с этим делать? Для начала - надо разобраться, а как вообще должно строится взаимодействие в современном государстве? Потом посмотреть на то, что реально происходит в этой сфере. Сделать вывод о необходимых шагах органов власти и граждан навстречу друг другу. Потом самим начать делать эти шаги  и требовать начать движение в правильном направлении и от власти.

Обо всем об этом мы будем говорить на нашем семинаре.

Пор приводить головы в порядок.

Итак, 24 апреля, 18.00, Владимирский филиал РАНиГС, ул. Горького, 59а, к.101.

Р. Евстифеев