12 Апреля 2011
Друзья!
Думали мы думали и решили провести очередное заседание нашего Скайп-семинара "Россия и Современность".
На этот раз мы немного повернем в сторону от актуальной политики. В сторону к человеку.
Итак, тема Скайп-семинара:
"Гуманитарное знание и сословная социализация: кто кого?"
Коллега Михаил Немцев mnemtsev внес свой вклад и представил тезисы своих размышлений по теме, которые могут служить началом и направлением нашего мыслительного движения.
Тезисы для скайп-конференции.
1. Современный российский вуз является сложным и трудноопределимым социально-культурным объектом. Чтобы понять, что же это такое, надо определить вектор происходящих трансформаций и ведущий процесс, организующий функционирование всей системы. Базовая гипотеза моя – в том, что «образование» таким процессом не является.
2. Три основные процесса, задавшие современный вектор изменений:
1) ритуализация образовательного процесса, а вследствие этого – фиктивно-демонстративный характер оценивания (из-за распада плановой системы исчез госзаказ на подготовку специалистов, рынок «образовательных услуг» сформироваться не успел, и качество и содержание учебных программ оценивается по случайным критериям);
2) приватизация вузов одновременно с них
3) «вымывание» научной рациональности из содержания образования, его де-сциентизация.
3. На «поверхности» - такие процессы, как бюрократизация образования (т.е. оценивание качества деятельности сотрудников по критерию их «соответствия» формальному ритуалу) и снижение качества педагогической и научной подготовки преподавателей. И то, и другое – эффекты исчезновения «академического этоса», т.е. массовой конвенции о том, что такое «высшее образование» и какие требования предъявляются к тем, кто его получает и кто его производит.
4. Ведущий массовый процесс российского вуза – сословно-классовая социализация (понятие «сословия» вводится по С. Кордонскому). Происходящая «сверху» (через введение особых статусов) и «снизу» (стихийно) дифференциация вузов выражается в том, что одни становятся средами преимущественно сословной социализации (напр., академии госслужбы «на выходе» вводят в сословие госслужащих), а другие – классовой (стандартные «массовые вузы», позволяющие на выходе « с вышкой» претендовать на более высокое имущественное и социальное положение, чем без «вышки»).
5. Стратегическая задача преподавателей гуманитарных дисциплин в этой ситуации состоит в восстановлении ценностей «свободного образования» (liberal arts), осознании себя как носителей особого этоса и отстаивании своей позиции именно особого знания.
Итак, в субботу, 16 апреля, в 19.00 мы начинаем наш Скайп-семинар.
Приглашаю к участию коллег, постоянных участников семинара и все-всех, кому это интересно!
Просьба записываться в комментах, для контроля и учета )))
Всех желающих я подключу к конференции.