Кирилл Николенко предоставил тезисы своего выступления на грядущем семинаре "ПОЛИТОЛОГИЯ-2014".

Мы их публикуем, чтобы сделать обсуждение и дискуссию на семинаре более предметной и конкретной.

"Особенности преемственности идеологии КПСС и КПРФ: "Советское" в современной России?"

Развитие коммунистического движения в России является сложным процессом, оказавшим серьезное воздействие на судьбы страны в XX столетии. Оно начиналось как революционное, пассионарное, протестное и модерновое, затем пройдя ряд стадий, приведших его к предельно официальному, каноническому, огосударствленному состоянию.

КПСС являлась правящей, единственной и сросшейся с государственной системой. Смена политического и экономического строя в результате «перестройки» превратила данную политическую партию в оппозиционную силу. Перед ней встал вопрос об организации своей деятельности в принципиально новых, абсолютно непривычных конкурентных и неблагоприятных условиях.

КПРФ, созданная в 1993 г., декларирует себя в качестве правопреемницы КПСС. В то же время идеология и практическая деятельность новой партии ставит перед исследователями комплекс вопросов, связанных с наличием (или отсутствием) подлинной исторической преемственности. Разница в положении КПСС и КПРФ затрудняет получение однозначного ответа, поэтому требуется более тонкий подход, чтобы определить степень, глубину и специфику преемственности.

В ходе анализа идеологии и практики КПРФ выделяется ряд важных аспектов, которые определяют сущность данной партии и, в свою очередь, демонстрируют существенное её отличие от КПСС. Этими аспектами являются:

1)      увлеченность парламентской работой;
2)      большая роль, отводимая государству;
3)      национализм (задействование «русского вопроса»);
4)      признание различных форм собственности и наличие представителей буржуазии в партии;
5)      спокойное отношение к религии;
6)      «сталинизм», под которым подразумевается борьба против «потока очернительства» советского периода истории и в частности времени правления Сталина.

Все эти элементы действительно присутствуют в идеологии и политической практике КПРФ. В этой связи в задачи исследователя входит поиск ответов на следующие вопросы:

1)      Насколько перечисленные выше нововведения, осуществленные современными коммунистами, расходятся с положениями программного документа КПСС?
2)      Являются ли такие изменения творческим развитием идейного базиса?
3)      Являются ли подобные изменения приспособлением к кардинально иным условиям политической борьбы?
4)      Имеет ли место серьезный отход от идеологических основ и принципов КПСС?

Само сопоставление КПРФ и КПСС по линии их идеологических основ, нашедших отражение в соответствующих программных документах, не являлось простым по причине того, что роль и место каждой из партий в обществе существенно разнится.

Идеология имеет свойство быть приспосабливаемой к особенностям и специфическим условиям страны, где она распространяется посредством той или иной силы. В ходе реализации алгоритма «идея→философское или экономическое учение→ политическое учение→ политическая практика→ государственная политическая практика» на всех его этапах происходят искажения первоисточника, которые имеют разную глубину и характер. Несомненно, что аутентичная, исходная идеология нередко не имеет шансов стать популярной и поддерживаемой в социуме. Для представителей любой политической практики важно распространение идей в обществе и воздействие на общественное мнение в нужном направлении, поэтому политическая сила, осуществляющая данную практику, создает набор идеологем, которые являются специальной версией изначальной идеологии, которая более понятна и предпочтительна для широких слоев граждан той или иной страны.

Именно так происходило с наследием Маркса и Энгельса в нашей стране. Марксизм-ленинизм – это то, что серьезно отстоит от первоисточника.
В современной философии вопрос рассматривается именно в этой плоскости, ставится под сомнение, что официальный государственный марксизм советского периода является марксизмом. Тот факт, что именно Россия стала страной, где носители таких идей одержали первую победу и получили возможность осуществлять государственную политическую практику, наложил еще более оригинальный отпечаток. Он проявлялся по мере развития новой социалистической государственности, в ходе своего самобытного пути модернизации, проводимой в жизнь с задействованием мобилизационной модели экономики. Крушение Советского союза, новая геополитическая реальность, встраивание Компартии в принципиально иную политическую систему – всё это оказало влияние на идеологию.

Проведя сравнительный анализ программных документов КПРФ и КПСС, можно сделать целый ряд выводов.

КПРФ является в значительной степени обновленной политической организацией, которая, тем не менее, отдает дань памяти идеологическому фундаменту, доставшемуся ей от предшественницы.

КПРФ и КПСС имеют общность по целому ряду принципиальных вопросов: борьба с капиталистическим строем, установление власти Советов трудящихся, государственное регулирование экономики, усиление обороны страны, установление мирной жизни на планете. При этом нововведения, присутствующие в Программе КПРФ, серьезно расходятся с Программой КПСС. Такие изменения сложно назвать творческим развитием именно марксистского идейного базиса, поскольку трансформация идеологии идет по пути синтеза с народничеством, евразийством и отчасти славянофильством.

Современная Компартия стремится занять устойчивое положение в новой системе отношений, поэтому готова избирательно, прагматично и порой непоследовательно обращаться с заявленной идеологией. Отход КПРФ от идеологических основ и принципов КПСС является значительным.

Идеология КПРФ является не костяком организации, а доктринальным стержнем стратегии политического поведения и выживания данной партии.

Для КПРФ свойственна непоследовательная «трёхслойная» преемственность по отношению к КПСС:

1)      преемственность КПРФ по отношению к официальной идеологии КПСС проявляется избирательно, адаптирована к текущей политической ситуации, конъюнктурным соображениям и нуждам КПРФ,
2)      КПРФ в значительной степени преемственна по отношению к внешним проявлениям идеологии, к символике и ритуалу КПСС;
3)      идеология, практика и внутрипартийное устройство КПРФ проистекает из того, каким образом КПСС применяла свою идеологию при управлении государством и организовывала свою внутреннюю деятельность.

Автор - К.Николенко.