На самом деле, речь пойдет о математике. Вернее, о соревнованиях среди школьников по математике. Но дело даже не в соревнованиях, а в том, что развитие математики и математического образования во многом определяют будущее этого мира, и будущее нашей страны.

Именно поэтому наш Красный телескоп будет уделять особе внимание математике и математическому образованию.

А сегодня у нас есть два повода, один - повод озаботиться, а второй - порадоваться.

Это - эмблема Международной математической олимпиады школьников, которая проходит ежегодно и выявляет не только школьников-победителей, но и лучшие национальные команды.

В прошлом, 2015-м, году на Международной математической олимпиаде наши школьники выступили хуже, чем за все предыдущие года, заняв восьмое место. Так низко российская команда не опускалась с начала 90-х. Хотя в нашей "копилке" были и первые места (в 1999-м и в 2007-м), и множество вторых, и третьих, и вот теперь - восьмое.

Таблицу результатов Олимпиады 2015-го года можно посмотреть на официальном сайте Международной математической олимпиады.  (Там же, кстати, можно скачать и задания, которые решают участники олимпиад - я попробовал порешать и потерпел полное фиаско, будучи даже не в состоянии понять условия задач!).    

Итак, наши - восьмые. А первыми стали школьники США, вторыми - команда Китая, третье место - Южная Корея, четвертые (внимание!) - КНДР, пятое (опять внимание!) - Вьетнам, шестое место у команды из Австралии, седьмое (и еще раз внимание!) - Иран!

При этом, команда США последний раз завоевывала первое место больше 20-ти лет назад, в 1994 году.  

Вряд ли можно согласиться  с теми, кто сразу же назвал итоги выступления российской команды "провалом". Это, конечно, не провал. Но это сигнал, серьезная причина обратить внимание на математическое образование, как это сделали, например в США, в которых в последние несколько лет наблюдается настоящий математический бум. Некоторые специалисты даже употребляют термин "The Math Revolution" ("Математическая революция").

Как же так могло получится, что образовательная система США, много и справедливо критикуемая, привела к победе американских школьников на престижном математическом турнире? Автор статьи, которая так и называется -  "The Math Revolution" , в мартовском номере журнала The Atlantic, директор по стратегии образовательного фонда Edwin Gould Foundation Пег Тайр, утверждает, что это вовсе не победа американской системы школьного образования, а скорее наоборот! Достижение американской команды на математической олимпиаде стала следствием системы, почти полностью независимой от школьной программы.

Это стало возможным, благодаря тому, что в последние годы в США бурно развиваются летние лагеря для школьников, в которых как раз изучают математику. По всей стране действуют математические кружки, существующие на средства благотворительных организаций. Так вот, американские родители записываются в очередь, чтобы их дети попали в эти кружки!  При этом, родители воспринимают эти кружки как настоящую замену урокам, которые дают школы, особенно для учеников младших и средних классов. Главное и важное отличие школ и кружков состоит в том, что первые заставляют запоминать правила и следовать им как инструкциям, вторые же стараются развивать способность размышлять и самостоятельно искать решения логических проблем, применяя полученные знания на опыте. Многие преподаватели математики утверждают, что запоминание в их предмете вообще только мешает и убивает тягу к знаниям и творчеству.

Способствует взрыву популярности математики, прежде всего то, что согласно Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), рост экономики США будет опираться главным образом на так называемые STEM-области, то есть науку (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics); таким образом, труд специалистов именно в этих областях будет, прежде всего, востребован в будущем и будет очень хорошо оплачиваться.

Но, вместе с тем, следует заметить, что занятия математикой в США – дело недешевое. Большинство дополнительных программ платные, а значит, они малодоступны для семей с низкими доходами. Год в математической школе может стоить $3000, а месяц в лагере или центре, обеспечивающем ребенку питание и проживание, обходится вдвое дороже. Как результат, если в Южной Корее один из четырех математически одаренных детей будет из бедной семьи, то в США такой ребенок будет один на девять учащихся. Решением этой проблемы занимаются как частные центры, разыскивающие талантливых ребят из небогатых семей, так и специальные программы для одаренных детей, однако, к концу старшей школы процент бедных среди хорошо успевающих по математике учеников стремится к нулю

Но это - путь США, они идут по нему и будут пожинать его плоды. Нам нужен свой путь. И это то, чем должны озаботиться все мы, и родители, и математики, и педагоги, и организаторы образования в России. 

Не скажу пока, что именно надо делать, чтобы изменить ситуацию. Развивать ли элитные школы и центры, делать ли упор на массовое математическое образование, или создавать сеть негосударственных учреждений дополнительного образования - не знаю. Но знаю, что надо думать, искать, наступать и отвоевывать пространство у лженауки, у псевдонаучного знания, бороться за естественнонаучную картину мира в головах наших детей. Только так победим.

Но кроме озабоченности, есть у нас и повод для радости!

16 апреля 2016 года в Румынии завершилась V Европейская математическая олимпиада для девушек (European Girls Mathematical Olympiad - EGMO).
Европейская математическая олимпиада для девушек - довольно молодой институт, первая такая олимпиада была проведена в 2012 году. Главная цель соревнований - дать девушкам больше возможностей проявить себя на международном уровне, поощрить развитие математически одаренных девушек в Европейских странах. 

В этом году Олимпиада проходила с 10 по 16 апреля 2016 года в румынском городе Буштени. Всего в соревновании приняли участие 147 школьниц из 38 стран.  
Все страны-участницы были представлены командами из четырех школьниц. 

И вот, как стало известно буквально вчера из официальных результатов - в командном зачете сборная России заняла первое место, обойдя команды США и Болгарии!

Абсолютной победительницей олимпиады стала ученица 10 класса московского лицея «Вторая школа» Мария Дмитриева, она решила все задачи и набрала максимально возможное количество баллов. Еще два золота у одиннадцатиклассницы Альбины Лялиной из Ижевска и десятиклассницы Изабеллы Толокно из Санкт-Петербурга. Серебряную медаль завоевала ученица 11 класса Александра Сонина из Ярославля.  

Вполне может быть, что у российской математики будет женское лицо. Но дело не только в этом. Москва. Санкт-Петербург, Ижевск, Ярославль - география наших победительниц показывает, что математикой можно заниматься не только в столицах.  Возможно, не все еще потеряно и в других регионах. Уверен, что в каждом российском крупном городе, региональном центре можно и нужно создавать специализированные школы и лицеи для занятий математической наукой, развивать сеть учреждений дополнительного образования. В Туле, Иркутске, Барнауле, Якутске, Владимире - везде! Чтобы не упустить эту возможность все-таки быть в XXI-м веке развитой страной с современным естественно-математическим образованием и тем самым сохранить свое место и значение в мировой цивилизации, а не претендовать на сомнительные лавры территории отсталости и мракобесия.

А вот и они, герои, а точнее героини математической Олимпиады:

.


Мария 
Дмитриева

Альбина 
Лялина

Изабелла 
Толокно

Александра 
Сонина