auguste-rodin-the-thinker-1880-81.jpg


Ирландия начинает ... и выигрывает? Пока не знаем, но внимательно наблюдаем за ней в наш Красный телескоп.

Дети, рожденные в 21 веке, будут жить в веке 22-м. Они вступают в жизнь, в которой все больше привычных профессиональных функций замещаются технологиями, включая интеллектуальные. Как следует готовить новое поколение к гражданской и профессиональной жизни в эпоху цифровых технологий? Увеличение инвестиций в науку, технологии, изучение инженерных наук и математики не решают главную проблему: обучение высоким технологиям имеет свои ограничения.

В ближайшее время выпускникам школ будут нужны другие навыки. Востребованы будут люди, которые смогут задать и ответить на вопросы, которые не "гуглятся". Например, каковы будут этические последствия внедрения беспилотных автомобилей? Каковы могут быть политические последствия массовой безработицы? Как мы должны распределить богатство в цифровом обществе?

Казалось бы, кому нужна философия в век интернета и информационных технологий? Неспешная и размеренная "любовь к мудрости" наглядно и очевидно проигрывает скорости электрических импульсов, с помощью которых мы все чаще общаемся, выражаем нашу радость и грусть. Это всем понятно. Кроме упрямых ирландцев.

В ноябре 2016 года президент Ирландии Майкл Хиггинс сказал удивительные слова: "Изучение философии - один из самых мощных инструментов, имеющихся в нашем распоряжении, которым мы можем вооружить наших детей, чтобы они могли действовать как свободные и ответственные субъекты во все более сложном, взаимосвязанном и нестабильном мире". И не только сказал. Но и добился того, что в ирландских школах стали изучать философию. Новый дополнительный курс для школьников от 12 до 16-ти лет приглашает молодых людей задуматься над вопросами, которые до сих пор отсутствовали в школьных учебных программах. Сегодня в Ирландии уже изучается вопрос о введении философии для детей в качестве предмета в начальных школах.

Зачем? А вот зачем - философия может научить ребенка тому, чего не может Гугл. То есть думать и понимать.

Мышление и стремление понимать, к сожалению, не являются нашими естественными свойствами. Бертран Рассел был близок к истине, когда горько заметил: "Большинство людей предпочли бы лучше умереть, чем мыслить; многие так и делают". В то время как у нас у всех есть способность к философии, этот потенциал требует подготовки и большой работы.

Изучать философию нелегко. Это требует напряженного труда под наблюдением наставника, требует от нас преодоления личных пристрастий и многих ловушек в рассуждениях. С другой стороны, именно занятия философией приводят к пониманию необходимости равного диалога и представления различных точек зрения. Философия помогает детям - и взрослым - четко формулировать вопросы и получать ответы, которые нелегко получить из простых наблюдений или из Твиттера. Философия имеет дело с идеями, а не с нашим эго, направленным на общество или самым потаенным. Эта хрупкость и даже неестественность философии создает необходимость поддерживать ее не только в школах, но и в обществе в целом.

Конечно, философия не является панацеей от всех текущих или будущих мировых бед. Но она может защитить нас от неосторожных суждений и самоуверенности. А это уже немало!

Интересно, что именно Ирландия, страна с сильными религиозными, католическими традициями первой в мире осознала ценность именно такого подхода к образованию в 21-м веке. И не только осознала, но и начала обучать детей думать, сомневаться и "вопрошать очевидности". Представляю, как это трудно и неудобно для взрослых! А ведь мы привыкли, что дети должны быть послушны и дисциплинированы, полны пиетета и уважение к нам и к нашим достижениям, в этом главная ценность детей в традиционном обществе. Но для 22-го века такие дети никакой ценности не представляют, вот в чем штука.

Я, конечно, не сам все это придумал. А прочитал в статье в газете The Guardian - Philosophy can teach children what Google can’t, и попробовал ее пересказать, как мог. Немного добавив своих скромных размышлений.